На сером фоне много всего, но как все это скучно! Ив Танги. Мебель времени, 1939 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк Еремей Парнов. Тайные письмена богов. – М.: Грифон, 2007, 240 с. Удивительны нынешние времена и нравы. Можно сказать, даже изумительны своей тягой к сверхъестественному, таинственному и паранормальному. Столько книг о чудесах, символах и загадках Вселенной, как в наши дни, давно уже не выходило на Руси. О великих магах, чародеях и колдунах, о пирамидах майя и языке этрусков, о культе богини Изиды и об ордене тамплиеров (с приветом от Дэна Брауна)… Были ли они все на свете – неважно. Главное, что они – загадочны. Что-то тут есть странное. Пожалуй, стоит допустить, что без тайны как таковой человеческая душа жить не может – обе они, как говорил Шекспир (про которого, кстати, тоже достоверно неизвестно, был он или нет), «сотканы из одного вещества». Правда, он говорил это про сны, но, по сути дела, сны и тайны – вещи опасным и неясным образом взаимосвязанные. Итак, тяга к мистике и мистериям, древним культам и письменам богов – штука вполне объяснимая. Беда только в том, что в нынешнем скромном преломлении бытия душа как-то разучилась видеть неожиданное и таинственное в себе. Мир, предлагаемый нам современными писателями-пастырями душ человеческих (скажем, Людмилой Улицкой, Диной Рубиной или еще кем-то), – либо советская депрессия пополам с физиологией, либо набор бодряческих баек с чернушным налетом (тоже посткоммунистического розлива). В таком мире жить как-то неуютно. Даже страшновато. И, главное, совершенно бессмысленно, потому что очень скучно. Вот и носится человек с книгами о культах и черных мессах, о значении слова «тетраграмматон» или еще о чем-нибудь важном. Никто не спорит: важном, хотя все это и не попадает в цель. Настоящую тайну так просто за хвост не уловишь – в книжке про древние манускрипты ее, вернее всего, нет. Но какое-то приближение, пусть даже пустяшное, есть. Вот и книга Еремея Парнова – об этом. В аннотации мы читаем, что автор – «известный первооткрыватель тайных, загадочных и мистических сюжетов». Далее мы узнаем краткое изложение содержимого: «древние культы и мистерии, поиски заветного Грааля, знаменитый ясновидец Вольф Мессинг, общие первопредки человечества – все эти интереснейшие темы калейдоскопом проходят перед читателем»… Вот тут-то и кроется некоторая, с позволения сказать, закавыка. Никто не против Вольфа Мессинга или заветного Грааля – это просто отлично, что они на свете существовали и существуют. Настораживает не это – настораживает гремучая смесь, каша из всех этих чудесных явлений, круто заваренная, буйно кипящая, из сотни ингредиентов состоящая. Проглотить это читателю возможно по-хорошему лишь в том случае, если он сразу все это потом забудет или вытеснит в бессознательное. «Что сбылось и что не сбылось? Я думал об этом, стоя в сумрачном пределе церкви Святого Лаврентия у надгробной плиты Нострадамуса. Думая и о том, что, по сути, вся наша история – это сплошной поток бесконечных предсказаний, в котором изредка мелькают крупицы отмытого золота. Но в пестрой толпе «старателей будущего» Нострадамусу принадлежит воистину первое место. Никуда не деться от его точных попаданий…» Тут же рядом с Нострадамусом – звезда Астарты и Кумранские пещеры, царь Давид и царь Ирод, Пуп Земли и недавно найденное Евангелие от Иуды… Всем мистическим сестрам роздано по серьгам. Беда только, что серьги эти отнюдь не из чистого золота. Не очень понятно, почему Еремей Парнов назван издательством «первооткрывателем тайных, загадочных и мистических сюжетов». Рассуждая трезво, сюжеты эти, конечно же, довольно загадочные, но почему их нужно так уж особенно открывать? Вообще-то они известны каждому мало-мальски подкованному школьнику, который наряду с Гарри Поттером глотает информацию о пресловутых невероятностях мироздания. [an error occurred while processing this directive] Так все-таки нельзя. Быть «известным первооткрывателем» – дело почетное и обязывающее, зачем его профанировать? «…Именно в этот период было обнаружено сенсационное Евангелие от Иуды. Из рук нелегальных или, как еще их называют, «черных археологов» манускрипт попал к египетскому продавцу древностей Ариану. Имя, по-видимому, вымышленное. Вдвоем с напарником он вывез рукопись в Европу для продажи. Непомерная по тем временам цена в три миллиона долларов потенциальных покупателей не устроила, но слухи о Евангелии начали распространяться…» Чем-то напоминает все это статью о кладах в провинциальной газете, раздел для любителей сенсаций. И вот возникает у читателя такое чувство, как будто его обделили. Вроде бы все хорошо: и про Нострадамуса ему поведали, и про Иуду рассказали, и про Грааль расписали, а удовлетворения нет и не предвидится. Уж больно все они – и Святые Чаши, и Пупы Земли, и Вольфы Мессинги – выглядят однообразно. Прямо как партия и Ленин, они же близнецы-братья. Грааль можно легко спутать с Иудой, Нострадамуса с Рудольфом II, царя Давида с Землей Ханаанской, Вольфа с Мессингом. Что за притча? Один дзенский мудрец изрек, что «в сырой каше всегда бывает сырая крупа». Восточные высказывания – дело тонкое, но приблизительно мы можем растолковать этот коан следующим образом: непроваренная, поверхностная, неживая информация в совокупности не даст ничего, кроме непроваренной, поверхностной, неживой информации, какими бы благими намерениями ни руководствовался автор, ее собиравший. Как заметил все тот же Шекспир, «из ничего не будет ничего». Хотя и это высказывание тоже уже навязло в зубах… http://exlibris.ng.ru/tendenc/2007-04-19/9_parnov.html 19.04.2007
|